В среднем течении р. Яндебы и ныне существует деревня с одноименным названием (Яндеба).
В древности, в непосредственной близости от дер. Яндеба располагалась целая группа деревень: Бардовская, Демидо...
В среднем течении р. Яндебы и ныне существует деревня с одноименным названием (Яндеба).
В древности, в непосредственной близости от дер. Яндеба располагалась целая группа деревень: Бардовская, Демидовская, Захарьевская, Федосеевская, Малое Усадище. Согласно «Списку населенных мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 год», вся эта жилая местность носила общее название «Яндеба». Эти поселения находились в непосредственной близости друг от друга. Фиксировалась даже «смежность» этих деревень[1].
Вот так описан местный отрезок Архангелогородского тракта в «Военно-статистическом обозрении» за 1855 г.: «на 18 версте дер. Демидовская, или Захарьевская. За нею, перейдя лощину, дорога встречает мост в 40 шагов; далее она следует пашнями, пересеченным лесом, переходит болото по бревенчатой настилке в 60 шагов входит в дер. Окакиевскую Гору и, отлого спускаясь, достигает дер. Бардовской; где переходит р. Яндебу по мосту в 100 шагов длиной, здесь почтовая станция, от предыдущей 18 верст. От дер. Бардовской дорога идет мелким лесом, переходит по мосту в 10 шаг. Чрез болото и вступает в густой лес»[2].
В 1912 г. был опубликован очерк Л. Унина (сотрудника Известий Архангельского общества изучения Русского Севера) о жизни и нравах в Яндебе: «Яндеба – две деревни: собственно Яндеба и Берег. Небольшая мутная речка Яндеба. Кругом огромный лес, а постройки крестьян небольшие, старые, наполовину крытые соломой. У мирян еще ничего, поправляются ихние избы, у староверов, вопреки обыкновению – жалко смотреть. Крестьяне заняты лесными промыслами. Хорошо выпивают. Тим, который в Лодейнопольском уезде имеет огромные лесные пространства, любезно подпаивает народ… Даже женщины выпивают. Хлеб растет плохо – поля холмистые и хлеба то высохнут, то замерзнут. Чернозем только в болотах, которые начинают осушать. Некоторые крестьяне черноземом удобряют свои тощие полосы. Все хозяева хлеб начинают покупать рано. Посевают клевер, вику и тимофеевку, но… для сбыта. Рыбу ловят немногие, для чего надо уходить на озера за несколько верст от деревни. Чай пьют четыре раза в день: он заменяет, между прочим, обед и ужин. Половина домохозяев – раскольники всей семьей. И живут они здесь хуже мирян, почти все пьют чай и вино, любят поскандалить. Раскольники сами крестят, венчают и хоронят. Хоронят на общем кладбище, в особом уголку. Имеют своего попа и церковь – избу. При венчании на головы молодых вместо венцов надевают белые глиняные горшки, над чем любят потешаться мирские дети-озорники. Девушки-раскольницы не скромнее прочих. А молодежь в Яндебах любит погулять: зимой вечеринки, для чего девушки сообща откупают избу, летом воскресные ночи напролет прогуливаются с молодцами. Одеваются, однако, и в праздники просто; деревенские наряды отходят в область преданий. Девушки уже умеют делать прическу»[3].
Составить представление о расположении этих деревень можно воспользовавшись «Картой РККА Карелии между озерами Ладожским и Онежским» 1943 г[4].
[1] Список населенных мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 год / изд. Олонец. Губерн. Стат. Ком.; сост. И. И. Благовещенский. – Петрозаводск: Олонец. губерн. тип., 1907. – С. 112-113.
[2] Военно-статистическое обозрение Российской империи, издаваемое по Высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального Штаба. Т. II. Ч. 2. Олонецкая губерния. – СПб., 1855. - С. 29.
[3]Унин Л. Контур Олонецкой губернии. Ладожское озеро, Свирь и Лодейнопольский уезд [Электронный ресурс] / Л. Унин //Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912. - № 6. - С. 263-264 // Русский Север : электронная краеведческая библиотека. – Режим доступа : http://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/kr/2013/aoirs/1912/08pz017_06.pdf
[4]Карта РККА Карелии между озерами Ладожским и Онежским : 1943 [Электронный ресурс] // ЭтоМесто. – Режим доступа: http://www.etomesto.ru/map-kareliya_rkka-svir/